Для педагогов

МАОУ "СОШ №4"                   

Для педагогов

 

Без суда и следствия: мирные решения школьных конфликтов

 

Школа - это уменьшенная модель взрослой жизни: она учит не только началам наук, но и умению строить отношения с людьми. Иногда - через шипы ссор и боль выяснения отношений. Конфликты учителя и ученика нельзя пускать на самотек и надеяться, что все разрешится само собой. Раздувать конфликт тоже непродуктивно, а нужно суметь погасить его в зародыше. Чем быстрее он будет снят, тем меньший негативный след оставит в жизни вашего ребенка. А для этого нужно уметь внимательно выслушать версии обеих сторон.

 

Прилежный тугодум

Версия учителя: «Не шумит, не разговаривает, но при этом абсолютно не в теме. Либо не слышит, либо не понимает». Ребенку необходимо скрупулезно и долго втолковывать новую тему, что невозможно, когда в классе еще 20 человек. Ситуация раздражает, и учитель непроизвольно начинает предвзято относиться к ребенку.

Версия ребенка: «Учитель непонятно объясняет материал!»

Пути решения. Первая (достаточно редкая) причина конфликта - задержка умственного развития ребенка. Если при оформлении медицинской карты ребенку поставили этот неприятный диагноз, то его желательно отдать в специализированную школу.

Другая причина этого конфликта - неправильная подготовка к школе. Дети, которые перед школой не посещали сад или специальную группу подготовки, с трудом приспосабливаются к групповому обучению. Поговорите с преподавателем - он посоветует, как вам лучше построить домашнее обучение. Параллельно можно отдать ребенка в вечернюю группу подготовки к школе - там детей учат учиться.

 

Нет конформизму!

В погоне за благосклонностью учителя ни в коем случае не заставляйте ребенка подстраиваться под одноклассников, тихо сидеть и терпеливо ждать, пока учитель что-то объясняет. По мнению психологов, дети, которым в начальных классах не давали возможности демонстрировать свои знания, часто вырастают равнодушными и безынициативными.

 

Умный «раздолбай»

Версия учителя: «Мешает вести урок! Постоянно перебивает учителя и отвлекает сверстников. Спорит!» Нужно заметить, что в ряде спорных ситуаций ребенок действительно бывает прав (многие примеры можно решить разными способами), но объяснять всему классу различные варианты решений у учителя физически нет времени.

Версия ребенка: «Я все это уже знаю. Мне скучно!»

 

Пути решения.

Подобные проблемы часто возникают у детей, родители которых усиленно занимались ранним развитием ребенка. А потом ... отдали его в обычную школу, где в классе 30 детей и многие из них еще в буквах путаются.

Если есть возможность, такого ребенка лучше перевести в школу с углубленным изучением отдельных предметов. Нет - попросите учителя побольше загружать его и не ругать за демонстрацию своих знаний.

 

Поспешили!

Если ребенку еще не исполнилось 7 лет, то при психологической неготовности имеет смысл забрать его из школы, а в следующем году снова отдать в первый класс. Если уже исполнилось 7,5 лет, придется параллельно развивать у ребенка способность учиться.

 

Божье наказание

Версия учителя: «Сам не слушает и другим мешает! Неусидчивый, невнимательный...» и еще много всяких «не». Учитель уверен, что его задача - давать детям знания, а воспитанием детей должны заниматься родители (и во многом это правда).

Версия ребенка: «В школе скучно и неинтересно!» Хочется назад в садик, где можно было целыми днями играть.

 

Пути решения.

Ребенок психологически не готов к школьному обучению. Уровень школьной зрелости проверяют психологи, работающие при детских садах и поликлиниках, они помогут заранее выявить проблемы и подскажут, как помочь ребенку. Рекомендации, как это делать, не отличаются оригинальностью, но действуют практически безотказно - четкий распорядок дня, регулярные но непродолжительные занятия дома, спокойная психологическая обстановка в семье и любовь родителей.

 

Что НЕЛЬЗЯ делать учителю:

§        Обращать внимание на национальный признак детей. Без комментариев!

§        Оскорблять детей. Нужно соблюдать грань между «отругать» и «оскорбить».

§        Прилюдно ругать родителей ребенка. Обсуждать чьих-то родителей при посторонних - недопустимо.

Небесный пешеход

Версия учителя: «Витает в облаках, постоянно отвлекается. Все надо повторять по несколько раз!». Учителю не нравится, что родители слишком тщательно делают с ребенком уроки и не дают ему самостоятельно учиться. В результате за домашнее задание у него твердая «пятерка», а самостоятельная работа в классе с трудом тянет на «троечку».

Версия ребенка: «Учитель очень быстро все рассказывает».

Пути решения. Это последствия усиленных занятий дома. Ребенку требуется, чтобы учитель контролировал каждый его шаг и обязательно хвалил, хвалил, хвалил... Ведь именно так поступали родители, когда учили дома его читать или писать. А если учитель на секунду отвлекается на других детей, ребенок прекращает думать и «мечтает». Ваша задача - научить ребенка самостоятельно учиться. Давайте ему задание и уходите заниматься своими делами, а потом проверяйте только конечный результат.

 

Что НЕЛЬЗЯ делать родителям:

§        Обвинять во всем учителя. Многие родители склонны идеализировать своих отпрысков, но в любом конфликте замешаны две стороны.

§        Сразу менять школу (учителя). Это крайняя мера, к которой следует прибегать только в том случае, если не получается решить конфликт мирным путем.

§        Втягивать в конфликт других детей. Это нечестно.

§        Учить ребенка хамить учителю. Сегодня вы научите ребенка хамить учителю - завтра он начнет хамить вам.

§        Абстрагироваться от школьных конфликтов. Жизненный опыт ребенка невелик, и ему необходима ваша помощь. Напоминайте своему чаду: что бы ни случилось, я на твоей стороне, я тебя люблю.

 

Рвотный позыв

Версия учителя: Учитель вряд ли признается, что какой-то ребенок ему просто не нравится. Скорее всего, личную неприязнь он попытается скрыть под более «приличными» предлогами: плохое поведение, невнимательность и.т.д.

Версия ребенка: «Учитель ко мне придирается!»

 

Пути решения.

Как правило, один из участников конфликта действительно испытывает неприязнь, а другой лишь, защищаясь, отвечает на нее. В этой ситуации родителям необходимо понять, кто же является провокатором. Часто именно ребенок испытывает антипатию к учителю, так как тот не играет, а требует. Нужно объяснить, что учитель так поступает, чтобы научить ребенка новым вещам. Если неприязнь исходит от учителя, ваша задача не обвинять его в непрофессионализме, а докопаться до первопричины. В большинстве случаев бывает достаточно поговорить с педагогом по душам - искренне, доброжелательно. Надо рассказать учительнице об особенностях характера и темперамента ребенка. Хорошо бы спросить совета, как скорректировать эти дефекты. Учительнице будет приятно узнать, что ее мнение ценят. Обязательно ходите на родительские собрания, даже если боитесь там услышать неприятные для себя вещи. Избегайте обвинений, оценок, агрессии.

 

Не вписался

Версия учителя: «Не умеет общаться со сверстниками. Постоянно ссорится и выясняет отношения с одноклассниками, а на уроке переживает из-за конфликта. Стесняется отвечать перед классом».

Версия ребенка: «Учитель за меня не заступается, значит, он на их стороне!» Учителю же некогда обращать внимание на личные взаимоотношения школьников. В результате ребенок свою обиду на одноклассников переносит на учителя.

 

Пути решения.

Дети, не посещавшие детский сад, очень трудно вливаются в общество ровесников. Ребенок ждет, что одноклассники (как его родители) будут любить его просто так. Объясните ребенку, что учитель ко всем детям относится одинаково, он хвалит и ругает не тех, кого любит (или не любит), а тех, кто хорошо (плохо) усваивает материал.

 

 

Так же вы можете узнать:

  1. Вот что произойдёт с вами, если перейти на ЗОЖ

  2. Мультик про здоровье. Здоровый Образ Жизни 

  3. Классный час "Телефон доверия"

  4. Игровой тренинг на сплочение классного коллектива

  5. Онлайн тест: "Какой у вас стиль решения конфликтной ситуации"

  6. Учителю о конфликте 

  7. Тест "Профессиональное выгорание педагога"

  8. 10 правил проведения уникального занятия

  9. Документальный фильм "Урок на всю жизнь"

  10. Особенности полового и гигиенического воспитания детей младшего школьного возроста педагогам

  11. Роль учителя в гендерном воспитании

  12. Памятка классным руководителям

  13. Рекомендации психолога педагогам 1 классов

  14. Рекомендации психолога педагогам 2-8 классов

  15. Рекомендации психолога педагогам 9 классов

  16. Рекомендации психолога педагогам 10 классов

  17. Рекомендации психолога педагогам 11 классов

  18. Мотивация учащихся

     

Дата последнего обновления страницы 17.10.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения