Как грамотно заниматься школьной исследовательской деятельностью?
Рекомендации для учащихся.
Такой вопрос встаёт рано или поздно перед каждым любознательным и пытливым школьником.
С чего начать?
- Исследовательская деятельность развивается в три основных этапа.
- На этом этапе происходит выбор темы исследования, определение предметной области, к которой можно отнести эту тему, поиск исследователем руководителя своей работы. Руководитель работы поможет вам составить план исследования, скорректировать его цели и задачи. Важно, чтобы тема работы была интересна не только лично вам, а ещё какому-нибудь кругу людей и имела практическое значение.
- Далее вы производите сбор и изучение различной информации по выбранной теме. Здесь можно обращаться к печатным источникам (книги, журналы, статьи). Библиотека и её сотрудники помогут вам в этом. Так же хорошее подспорье - ресурсы Интернета. Здесь главное - убедиться в достоверности информации, предлагаемой тем или иным сайтом. Этот этап позволит вам понять, в каком направлении производить своё исследование выбранной темы.
- Следующим этапом должно быть письменное оформление теоретической части работы. Здесь приводится научное обоснование вашей гипотезы, освещается история вопроса. Делаются выводы.
- Собственно исследование. Это проведение опытов, экспериментов, процесс создания или испытания прибора и проч. Все данные необходимо регистрировать в специальном журнале исследования, чтобы потом представить их в виде таблиц, графиков, диаграмм. Результаты исследования описываются во второй главе вашей работы. Они либо подтверждают, либо опровергают вашу гипотезу.
- Заключение необходимо, чтобы подвести итог проделанной работе, сделать выводы о правильности или ошибочности ваших первичных предположений.
- Письменное оформление исследовательской части и заключения сопровождается созданием приложения с таблицами и графиками, фотодокументами. Обратите внимание на критерии оформления работы.
- Подготовка выступления. Сопровождается демонстрацией презентации работы. Своё выступление вы должны составить таким образом, чтобы оно было чётким, ёмким, содержало основные выводы работы. Здесь пригодятся риторические умения и навыки: выстроить текст по закону адресата; свободно говорить публично; защищать и отстаивать свою позицию; отвечать на вопросы; способность перестраивать речь. Важны и актерские умения и навыки: привлекать и удерживать внимание аудитории; свободно двигаться и управлять мимикой; создавать определенный образ.
- Психологические качества: активность жизненной позиции; мобильность поведения; способность к адаптации в изменяющихся условиях; способность к самоопределению; устойчивость к стрессу.