|
Школьное научное общество "Эврика" |
План работы с одаренными учащимися
План работы школьного научного общества
Приказ о проведении ВсОШ в МАОУ "СОШ №4"
Приказ о проведении ВсОШ в Тюменской области
График ШЭ ВсОШ 2024-2025 уч. г.
Инструкция по подаче заявки на ВсОШ
Методические рекомендации
Концепция научного общества учащихся
Актуальность концепции
В условиях уже реально действующего рынка труда возросла социальная значимость знаний, предпосылки профессиональной ориентации и социальной адаптации создаются сегодня не в вузе, они создаются в школе.
Главные идеи концепции:
- Сохранение нравственных и культурных приоритетов
- Поддержание авторитета образования, науки и престижа знаний
- Удовлетворение потребностей учащихся в дополнительном образовании
- Реализация возможности охвата каждого учащегося в соответствии с его талантами и желаниями, позволяющей отслеживать и корректировать личностный рост учащихся, направленность интересов и будущий профессиональный выбор.
Принципы деятельности ШНО
- Интегральность - объединение и взаимовлияние учебной и исследовательской деятельности
- Непрерывность – процесс длительного профессионально ориентированного образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов
- Межпредметное многопрофильное обучение, которое предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда
- Свобода выбора учащимися дополнительной образовательной программы и видов деятельности в её границах
- Социально-педагогическая поддержка детей, проявивших способности к научно-исследовательской деятельности
- Индивидуализация образовательной траектории учащихся.
Задачи общества подчинены реализации принципов:
- Пропаганда интеллектуальных ценностей и авторитета знаний
- Формирование единого научного сообщества со своими традициями
- Раннее раскрытие интересов и склонностей обучающихся к научно-поисковой деятельности
- Профессиональная ориентация учащихся
- Формирование интереса к самостоятельной исследовательской работе
- Создание условий для вовлечения в коллективную поисково-исследовательскую деятельность учащихся разных возрастов для их совместной работы с профессиональными исследователями
- Обучение школьников методам и приёмам научной исследовательской деятельности, работе с научной литературой, выработка умений обращаться с необходимым для экспериментов оборудованием
- Пропаганда достижений науки, техники, литературы, искусства.
Содержание и формы работы.
- Создание банка данных о творческих способностях учащихся, их одаренности на основе психолого-педагогического тестирования, индивидуальных собеседований и непосредственной практической деятельности подростков, результатов олимпиад и марафонов.
- Создание системы взаимодействия с внешкольными, научно-исследовательскими и культурно-0просветительными учреждениями, вузами и родителями учащихся для выявления и воспитания одарённых детей.
- Участие в олимпиадах, интеллектуальных марафонах и чемпионатах, конкурсах.
- Организация и проведение отдельных исследовательских работ.
- Разработка и реализация научно-исследовательских проектов. Создание творческих групп для решения конкретных исследовательских задач.
- Организация лекториев по темам проектов, по вопросам культуры умственного труда, по методике подготовки проектов, по отдельным вопросам науки, техники. Организация выставок.
- Проведение научных конференций.
- Изготовление компьютерных учебных программ, видеопособий, учебных пособий, презентаций, экскурсий, моделей, WEB-сайтов.
- Проведение исследований, имеющих практическое значение;
- Разработка и реализация исследовательских проектов;
Элементы научно-методической новизны:
- трактовка ШНО как особой образовательной политики, где объективные задачи образования соединены с личностными;
- определение ШНО как особого культурного пространства самостоятельного диалога культур и наук;
- обоснование деятельности ШНО как идеальной площадки для проведения «чистого» педагогического эксперимента для внедрения целостного концептуального подхода и отслеживания конкретных результатов.
Принципы деятельности ШНО:
- свобода выбора учащимися дополнительной образовательной программы и видов деятельности в ее границах;
- индивидуализация образовательной траектории учащихся;
- создание условий для самореализации личности;
- Социально-педагогическая поддержка детей, проявивших способности к научно-исследовательской деятельности;
- культурологический подход как возможность объединения гуманитарного и естественно-научного направлений.
Задачи ШНО:
- пропаганда интеллектуальных ценностей и авторитета знаний;
- формирование у учащихся творческого мышления, трудолюбия, высоких нравственных качеств и духовной культуры;
- развитие интереса учащихся к научно-исследовательской деятельности, к углубленному изучению различных областей науки и техники;
- ранняя профессиональная ориентация;
- создание системы взаимоотношений школа – вуз – регион;
- создание новых форм и методик развития творческих способностей и опыта научного творчества.
Формы и направления работы НОУ:
- Работа НОУ строится с учетом индивидуальных особенностей личности. Формируемый в процессе деятельности НОУ опыт научного творчества имеет компоненты, характерные компоненты, характерные для всех видов научной работы.
- Этапы развития НОУ. Утверждена организационная форма. Разработаны и утверждены нормативные документы: Положение и Устав НОУ.
- Отчетными формами работы НОУ признаны школьная, городская, областная конференции.
Устав научного общества учащихся
Научное общество учеников (ШНО) – добровольное творческое объединение школьников школы, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, техники и производства, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской и опытнической деятельности под руководством педагогов, ученых и других специалистов. НОУ выполняет роль экспертизы одаренности и является средством повышения социального статуса знаний.
Задачи Общества:
- формирование единого научного сообщества со своими традициями;
- раннее раскрытие интересов и склонностей обучающихся к научно-поисковой деятельности;
- профессиональная ориентация;
- углубленная подготовка членов общества к самостоятельной исследовательской работе;
- создание условий для вовлечения в коллективную поисково-исследовательскую деятельность учащихся разных возрастов для их совместной работы с профессиональными исследователями;
- проведение исследований, имеющих практическое значение;
- разработка и реализация исследовательских проектов;
- пропаганда достижений науки, техники, литературы, искусства.
Содержание и формы работы:
- Создания банка данных о творческих способностях учащихся, их одаренности на основе психолого-педагогического тестирования, индивидуальных собеседований и непосредственной практической деятельности подростков.
- Создание системы взаимоотношения с внешкольными учреждениями, вузами и родителями учащихся для выявления и воспитания одаренных детей.
- Забота о социальной защите и поддержке одаренных детей с привлечением различного рода спонсорских средств.
- Организация и проведение отдельных исследовательских работ.
- Разработка и реализация межкафедральных научно-исследовательских проектов. Создание творческих групп для решения конкретных исследовательских задач.
- Проведение научных конференций.
- Издание сборников НОУ.
- Проведение регулярных обзоров научной и научно-популярной литературы.
Членство в Обществе
- Участвовать в работе ШНО могут школьники и учителя 2-11-х классов, сотрудники школы, научные руководители.
- Членами ШНО являются лица, постоянно занимающиеся научно-исследовательской деятельностью, проводящие самостоятельно исследования, активно участвующие в реализации коллективных проектов НОУ, а также педагоги, руководители кружков, спецкурсов.
Права и обязанности членов ШНО:
1. Членами НОУ могут быть обучающиеся, изъявившие желание работать в объединении и проявившие склонность
к научному творчеству.
2. Члены ШНО имеют право:
- использовать материальную базу школы для самостоятельных исследований;
- получать консультации и рецензии на свои работы, иметь научного руководителя, публиковать результаты своей исследовательской работы ;
- руководить работой кружков, факультатива, творческих групп;
- принимать участие в работе различного уровня конференциях;
- избирать и быть избранным в руководящие органы НОУ
3. Члены ШНО обязаны:
- активно работать в одной или более группах;
- участвовать в работе научно-практических конференций;
- самостоятельно углублять знания по избранной отрасли науки, техники, искусства;
- участвовать в их пропаганде среди обучающихся;
- отчитываться о своей работе в творческой группе на конференции.
4. За активную работу в ШНО и достигнутые творческие успехи члены объединения могут быть представлены к
награждению грамотами.
Виды научно-исследовательской деятельности учащихся
Основными видами научно-исследовательской деятельности учащихся являются:
- проблемно-реферативный - аналитическое составление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
- аналитико-систематизирующий - наблюдения, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
- диагностико-прогностический - изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений об их состоянии в будущем; обычно осуществляются научно-технические, экономические, политические и социальные прогнозы;
- изобретательско-рационализаторский -усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;
- экспериментально-исследовательский - проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;
- проектно-поисковый - поиск, разработка и защита проекта - особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.
Структура научного общества «Эврика»
·
Руководитель ШНО
Сорокина Л.В. |
·
Председатель ШНО
(ученица 11 класса) |
·
Руководитель
лингвистической
секции
Астровская А.П. |
|
Руководитель
экобиологической
секции
Сорокина Л.В. |
|
Руководитель
физико-математической
секции
Леднева И.В. |
|
Руководитель секции
«Начальные классы»
Кравец М.Ю. |
|
Руководитель
историко -
географической
секции
Марченко Т.А. |
Помощники
Лингвистическая
Секция
Эрика Д. 10А кл |
|
Экобиологическая
секция
Мария Л. 10А кл |
|
Физико-математическая
Секция
Данил Р. 10А кл |
|
Секция
«Начальные классы»
Азалия Н. 10А кл |
|
Историческая секция
Степан Ф. 11Б кл |
Общие требования к творческим работам членов НОУ:
К научно-исследовательским, поисковым и рационализаторско-изобретательным проектам в ШНО относят:
- работы, освещающие факты, события, явления и их отдельные стороны, неизвестные ранее; работы, связанные с научными обобщениями, собственными выводами, полученными в результате самостоятельной работы;
- конструирование аппаратов, моделей и приборов, вносящих принципиально новое решение научно-практических задач, содействующих совершенствованию школьных экспериментов, рационализации производственных процессов.
Каждая творческая работа должна содержать научные обобщения и завершиться самостоятельно сделанными выводами. К работе должны прилагаться список использованной литературы, рисунки, чертежи, фотоснимки, карты, графики, а также рецензия научного руководителя.
Критерии научно-исследовательской деятельности:
-
Актуальность выбранного исследования.
-
Качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы.
-
Умение использовать известные результаты и факты, знание сверх школьной программы.
-
Владение автором специальным и научным аппаратом.
-
Сформулированность и аргументированность собственного мнения.
-
Теоретическая и практическая значимость исследования.
-
Грамотность оформления и защиты результатов исследования.
Требования к содержанию научно-исследовательской работы:
-
Соответствие выводов, цели и задач заявленной темы.
-
Использование известных результатов и научных фактов.
-
Имеется новый подход к решению известной задачи, проблемы.
-
Собственные достижения автора.
-
Структура работы.
Цели и задачи ШНО «Эврика»
Цель: приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности.
Задачи ШНО:
-
формировать интерес к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин;
-
развивать познавательную самостоятельность у учащихся;
-
готовить к выбору будущей профессии, развивать интерес к избранной специальности, помочь приобрести дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области;
-
развивать навыки научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
-
овладевать правилами обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами и оборудованием;
-
развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучать методике разработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчета и доклада о результатах научно-исследовательских работ;
-
использовать метод презентации исследовательской работы;
-
пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства;
-
формировать единое школьное научное общество со своими традициями;
-
осуществлять материально-техническое, научно-информационное обеспечение отдельных исследовательских работ членов ШНОУ на основе соглашения с различными учреждениями по использованию их материально-технической базы. |
|
|
| |