Новый предмет в вопросах и ответах

МАОУ "СОШ №4"                   

ОРКСЭ - новый предмет в вопросах и ответах

 

                                                                                                                                                                             

Новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в вопросах и ответах.

 

1. Это очередной «эксперимент над нашими детьми»?

- Это не эксперимент, это  введение  нового предмета, который призван решать задачи, предусмотренные Федеральным стандартом.

ФГОС  определяет содержание данного предмета: «Воспитание способности к духовному развитию, нравственному совершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли  в культуре, истории и современности России»

ФГОС также формулирует требования к предметным результатам освоения данного учебного курса:

1. Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

2. Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

3. Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

4. Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

5. Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

6. Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

7. Осознание ценности человеческой жизни.

Апробация предмета «Основы религиозных культур и светской этики» по решению Президента РФ проходила в 21 регионе России в 2010-2011 годах. 

Она  продемонстрировала существующую в обществе разность мировоззренческих ориентиров: около 60 %  граждан РФ выбрали курсы, построенные на идее относительности ценностных систем (история мировых религиозных культур и основы светской этики), около 40% - курсы, утверждающие идею   неизменности ценностей и построенные на ценностных системах традиционных религий (ок. 32% - православная культура, ок. 7 % - исламская культура, ок 1% - буддийская культура, ок. 1% - иудейская культура).

 По результатам апробации и на основе общественного обсуждения принято решение  ввести предмет как обязательный во всех школах России с сентября 2012 года в той же структуре, что и в режиме апробации: т. е. курс включает шесть модулей, четыре из которых ориентированы на ценностях традиционных религий России.

 

2. «Дети и так перегружены, а нам предлагают новый предмет».

-  Новый предмет не увеличивает количества часов. Вводится новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики» за счет предмета «Литературное чтение». Новый предмет не  нанесет ущерб развитию читательской культуры ребят, так как российские традиции начальной школы всегда предусматривали, что  в процессе литературного чтения учащиеся обращаются  к вопросам  нравственных ценностей.

 

3. «Нашим детям на этих уроках будут навязывать религиозные взгляды».

- Модули нацелены на  формирование отношения учащихся к  традиционным ценностям. Изучаются основы религиозной культуры,  а не религиозная догматика и религиозный культ.

 

4. «Что значит «светская этика»?

Родители  смешивают представления об «этике» и «этикете» и ожидают от курса светской этики обучения правилам этикета. Это неверные ожидания. Курс светской этики знакомит учащихся с этическими понятиями: добро и зло, мораль и этика, альтруизм и эгоизм, нравственный идеал и пр.

 Родители выбирают для своего ребенка мировоззренческую платформу и им необходимо определиться, хотят они воспитывать его в христианской или в атеистической системе ценностей.

 

5. «Оценивание» знаний учащихся.

- Следует обратить внимание на  отсутствие отметок  на уроках ОРКиСЭ. Это  вызвано не второстепенностью или недостаточной важностью курса, а тем, что мотив нравственного поступка не оценивается в баллах. Оценка деятельности учащихся на данном предмете осуществляется не в баллах, а на основе мотивации и включенности учащихся в учебную деятельность. Предмет  предполагает широкое использование современных методов обучения в диалоге. Итоговой работой, обязательно для каждого учащегося, является индивидуальный или групповой учебный проект, к  участию в котором   которого приглашаются также родители.

 

6. Что делать, если ребенок желает изучать все модули? Может ли ребенок изучать два модуля?

Одновременное изучение двух или более модулей курса ОРКСЭ одним ребенком не предусмотрено условиями апробации.

 

7. Почему ОПК не преподают священники? Будут ли эти уроки посещать священнослужители?

Каждый должен быть на своем месте и выполнять свои непосредственные функции. Священник – это служитель культа и миссионер. Он, имея диплом духовной семинарии или духовной академии, может преподавать в духовных школах соответствующие курсы. Для того чтобы священник мог официально работать в муниципальном или государственном общеобразовательном учреждении, он должен иметь педагогическое образование и соответствующий диплом государственного образца. Такие священники есть, но их очень мало. К тому же они, как правило, весьма заняты исполнением своих непосредственных обязанностей. Поэтому священник, преподающий ОПК в муниципальной школе – явление в принципе возможное, но только в качестве редкого исключения. Модуль ОПК должны преподавать педагоги-профессионалы, прошедшие специальную подготовку. Это их непосредственный функционал.

Будут ли эти уроки посещать священнослужители, зависит от того, каким образом выстроится взаимодействие между школой и приходом, пытающимся осуществлять сотрудничество с данной школой. Приход может оказывать методическую помощь преподавателю ОПК, помогать администрации школы в консультировании родителей и в сопровождении педагога. Священник может участвовать в беседах с учащимися (но не проводить уроки по программе модуля), организовывать экскурсии в храме и т.д. Это возможно на основании последних нормативных документов федерального и регионального уровня, однако должно быть обязательно согласовано администрацией школы и преподавателем, заранее спланировано и реализовано в соответствии с взаимно оговоренными условиями. Священник не может произвольно (без такого согласования) настаивать на своем присутствии на занятиях.

 

8. Могу ли я как родитель посещать эти уроки?

Вы можете посещать уроки ОРКСЭ на тех же основаниях, что и занятия по другим основным предметам, т.е. с разрешения администрации школы и учителя.

 

9. Как быть, если ни родители, ни дети не хотят изучать этот курс? А можно вообще отказаться?

Как быть, если ни родители, ни дети не хотят изучать курс физики или истории Древнего мира? Попытайтесь ответить сами.

Комплексный учебный курс ОРКСЭ обязателен для изучения, но имеет в своем составе шесть модулей, которые способны удовлетворить запросы представителей подавляющего большинства населения России, т.к. они ориентированы на основные культурные традиции народов, населяющих ее, и отражают основные мировоззренческие устои граждан РФ – от традиционных религиозных до нерелигиозных (атеистических).

Вообще отказаться нельзя. Можно выбрать модуль, содержание которого соответствует Вашему мировоззрению.

 

10. Не будут ли моего ребенка приобщать к религии?  Не будет ли религиозное мировоззрение навязываться моему ребенку?

Религиозное воспитание как таковое не является целью  ОРКСЭ. Все модули основаны на светском культурологическом подходе к их преподаванию. Т.е. предмет  не предполагает религиозной практики. В ходе преподавания его модулей дети не приобщаются к религиозным обрядам, не участвуют в отправлении религиозного культа.

Вместе с тем необходимо понимать, что культура – это далеко не только и не столько искусство. Культура – это уклад жизни народа, семьи, человека. Это представление об окружающем мире, о рождении, воспитании, становлении личности, взаимоотношениях в обществе, о смерти, на основе которых выстраивается образ жизни человека, его быт в том числе. В каждой культуре эти представления особенные. Их особенности определяются той или иной картиной мира (одной из религиозных или атеистических). Существует научный термин – культурообразующая религия.

Поэтому культурологический подход предполагает изучение корней и плодов той или иной культурной традиции. Хотя приобщения к религиозному обряду при этом не происходит, но представления об устройстве мира, месте человека в нем, нормах взаимоотношений между людьми преподносятся в рамках одной из культурообразующих религиозных традиций (православия, ислама, буддизма, иудаизма). Или в рамках нерелигиозной (атеистической) этики.

 

11. Почему модуль выбираем мы, а не дети?

Модуль выбирают родители, а не дети, потому что согласно Закону РФ «Об образовании» именно родители до достижения детьми 15-тилетнего возраста являются их законными представителями перед лицом государственных и муниципальных органов, в том числе перед школой. Однако Вы имеете полное право посоветоваться с Вашим ребенком, прежде чем сделаете выбор.

 

12. Мой ребенок хочет изучать ОПК, но я по своим взглядам атеист и против этого. Как быть?

Для того чтобы не ошибиться в выборе, постарайтесь сначала хорошо разобраться в том, что собой представляет каждый из интересующих Вас модулей. В этом Вам помогут учитель, прошедший специальную подготовку, книга для родителей, материалы учебников и электронных пособий. На Вашем месте не следовало бы отказываться и от консультации с представителем прихода РПЦ, который в рамках сотрудничества будет помогать школе в осуществлении преподавания модуля ОПК.

Главное помните, что Выбор остается за Вами и этот выбор очень ответственен.

 

13. Зачем это надо именно моему ребенку?Как повлияет изучение модуля на моего ребенка?

Каждый из модулей (предметов) ОРКСЭ имеет ярко выраженный воспитывающий характер. Школа возвращается к тому, что берет на себя воспитательные функции, от чего на официальном уровне так долго отказывалась.

Но воспитывать без понимания того, что хотят родители, нельзя. Должна быть единая воспитательная позиция, которая основывается на единых мировоззренческих основах.

Вам предлагается определиться и указать школе, на каких именно основах воспитываете Вашего ребенка Вы. Школа, ориентируясь на ваш заказ, приложит свои усилия к тому, чтобы воспитательная канва, принятая в Вашей семье, не нарушилась, но была продолжена в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта.

Главными категориями, на которых основывается содержание модулей, являются категории добра и зла, а главной задачей – научить ребенка следовать принципам добра. Поэтому изучение курса на вашего ребенка может повлиять только положительно.   

 

14. Как светский учитель будет преподавать ОПК?

Поскольку ОПК является не вероучительным, а светским предметом, постольку и преподавание его осуществляется светским преподавателем.

Нет никакого противоречия между понятиями «светский» и «религиозный», т.к. они лежат в разных понятийных плоскостях. «Светский» значит нецерковный, не принадлежащий к церковной организации, так же как, например, не принадлежащий к военной организации (к армии). Светская деятельность – это деятельность в миру, т.е. вне армии, вне церкви как организаций. «Светский человек» - это не монах, не священнослужитель, не церковнослужитель, не военнослужащий и т.п. То есть он находится вне церковной или армейской иерархии. Но светский человек, т.е. учитель, врач, чиновник, крестьянин и т.д., вполне может быть человеком верующим, религиозным, от чего он не перестанет быть светским человеком.

Если же Вы имеете ввиду именно отсутствие веры у учителя, которому придется преподавать ОПК, ориентируясь на выбор родителей, то вновь обратим внимание на то, что курс ОПК в составе ОРКСЭ действительно светский, культурологический

Кроме того, не стоит бояться и потому, что, как правило, учитель учится вместе с детьми и в постижении основ своей родной культурной традиции идет на шаг или на два впереди них. Учитель же, который противится идеям ОПК, просто сам не станет его преподавать.

 

15. Как и чем можно измерить результативность? Почему курс не оценивается?  Мы хотим видеть результаты в оценках.

Как можно измерить результативность курсов духовно-нравственной направленности, подобных ОРКСЭ – это вопрос, над ответом на который трудятся многие умные головы, в том числе и ученые от образования. Главным критерием результативности будет являться качество нравственной жизни человека, его моральный облик, его поступки.

Как будет происходить оценивание по итогам изучения курса? Можно точно сказать, что двоек и пятерок за его изучение ставить не будут. Этот курс безотметочный, т.к. уровень нравственности невозможно, а, кроме того, и опасно с педагогической точки зрения, измерять в баллах.

В документах будет отмечено, что ребенок изучил курс ОРКСЭ.

Кроме того, результативность изучения Вашим ребенком данного курса Вы сможете оценить сами, высказав свое мнение в процессе участия в очередном мониторинге, а также корректируя свой выбор модуля.

 

16. Каково участие родителей в рамках курса? Чем мы, родители, можем помочь в изучении курса?

Во-первых, ответственно отнестись к выбору модуля (предмета) в рамках курса ОРКСЭ, понимая, что Вы выбираете мировоззренческую основу для своего ребенка, на которой он будет строить свою жизнь. Кроме того, этот выбор не должен вступать в противоречие с теми принципами, которыми живет Ваша семья.

Во-вторых, Ваше непосредственное участие понадобится при подготовке домашних заданий и совместных проектов, которые без помощи старших не сможет осуществить ребенок. Например, изучение своей семейной родословной и т.д. Ваше участие и Ваша помощь будут очень ощущаться, если Вы будете проявлять интерес к тому, что изучает ребенок. Это будет его стимулировать. Вам также будет не только интересно, но и полезно вникнуть в суть изучаемого материала. Тем более что тематика предметов касается вопросов морали и нравственности.

В-третьих, если Вы задаете такой вопрос, значит, уже проявляете заинтересованность. Наверняка мы договоримся с Вами и о других формах взаимодействия и Вашей помощи в процессе преподавания курса

 

17. Почему я должна доверять нравственное воспитание своего ребенка учителю?

Вы уже были вынуждены это сделать, как только привели своего ребенка в школу независимо от того, преподавался ему ранее подобный учебный курс или нет. Дело в том, что каждый учитель всегда воспитывает ученика своей личностью, как только он входит в класс. Поведение учителя, манеры, его мировоззрение непременно отражаются на личности ученика, даже если учителем не говорится ни одного нравоучительного слова. Особенно, если это учитель начальных классов.

Предмет ОРКСЭ поможет самому учителю лучше разобраться в нравственных категориях и утвердиться в стремлении к положительным проявлениям собственной личности. Что же в этом плохого?

 

18. Каков будет объем домашних заданий и обязательно ли их выполнять?

Домашние задания в рамках курса ОРКСЭ носят творческий характер. Их объем находится в рамках норм, предусмотренных санитарными правилами для учащихся согласно их возрастным особенностям, как объем заданий любого другого предмета федерального государственного образовательного стандарта.

Что касается обязательности выполнения домашних заданий, то конечно «двойку» за невыполненное задание Вашему ребенку никто не поставит, но и качество изучения Вашим ребенком предмета в таком случае будет желать лучшего.

Кроме того, неподготовленный ученик будет чувствовать себя неловко по сравнению с подготовленными одноклассниками. Задания предусматривают включение родителей в деятельность по их подготовке, а это в свою очередь означает, что неподготовленный ребенок не будет чувствовать поддержки со стороны своей собственной семьи. Это серьезные вещи, над которыми стоит задуматься.

 

Дата последнего обновления страницы 17.10.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения