Кодекс здоровья
ФБУЗ "Центр гигиенического образования населения"
Здоровый образ жизни глазами детей
Приказ Минздрава России от 21.03.2014 N 125н. о вакцинации
Организация работы по сохранению и укреплению здоровья школьников.
Основополагающими нормативными и организационно-методическими документами в школе являются: Федеральный закон об образовании, по вопросам физической культуры и спорта - Федеральный закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации, а также СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно - эпидемиологические правила». Одной из главной оздоровительной деятельностью в школе является применение здоровьесберегающих технологий и устранение неблагоприятных факторов связанных с образовательным процессом – гигиенических условий, учебно- организационных факторов и психолого-педагогических.
С целью сохранения и укрепления здоровья школьников ведётся диагностическая, профилактическая, коррекционная и консультативно-просветительская работа непосредственно с учащимися, медико-педагогическим персоналом школы и родителями.
Для сохранения здоровьесберегающего пространства школы выполняется ряд мероприятий таких, как:
-
режим работы учреждения;
-
анализ расписания;
-
100% обеспечение всех учащихся разноуровневой ученической мебелью;
-
рациональное построение уроков в соответсвии с требованиями СанПиН;
-
контроль санитарно- гигиенического состояния помещений школы;
-
замеры температуры воздуха в учебных помещениях (зимнее время);
-
проветривание классов и рекреаций;
-
влажная уборка пола: между смен в кабинетах, рекреаций - во время учебных занятий, столовой - после каждого накрытия.
Коррекционная работа с учащимися.
Для профилактики и коррекциии отклонений опорно-двигательного аппарата (О.Д.А.) учителями физической культуры на уроках (в подготовительной и основной частях) проводятся специальные корригирующие и общеразвивающие упражнения для выработки правильной осанки и формирования свода стопы.
Учащиеся, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе и дети с О.В.З., занимаются на уроках физической культуры дифференцированно - в меру своих возможностей, с учётом противопоказаний, характерных для того или иного вида заболеваний, с исключением соревновательных моментов и сдачи нормативов, для отдыха во время уроков предусмотрены дополнительные паузы по 1-2 мин. (2-3раза).
Во время уроков для снятия мышечного напряжения учителями-предметниками активно используются физкультминутки - по возрастам, кроме этого педагоги чередуют позу учеников в зависимости от вида выполняемых классных работ.
В целях профилактики и предупреждения осложнений органов зрения в учебных классах контролируется расстояние между мебелью и оборудованием, над досками установлены дополнительные осветительные приборы- софиты, дети с ослабленным зрением сидят за первыми партами. В середине уроков проводятся физкультминутки на расслабление мышц глаз, во время чтения и письма педагоги контролируют расстояние между поверхностью парты и глаз.
Просветительская работа с учащимися
Валеолог |
Беседы: «Рациональное питание учащихся», «Как морепродукты влияют на твое самочувствие и успеваемость», «Первые признаки надвигающейся болезни (гриппа)», «Комфортная обувь – красивая походка», «Детские гигиенические средства», «Здоровая пища – здоровая кожа», «Глаза – зеркало души», «Береги платье снова, а зубы смолоду», «Осторожно клещи», «Соблюдение личной гигиены, как профилактика кишечных, грибковых и других заболеваний», «Закаливание организма». |
Мед. работник |
Беседы – «Вакцинация», «Что такое педикулез», «Осторожно чесотка», «Кишечная палочка», «Режим дня школьников», «Нарушение осанки», «Грипп на пороге». |
Специалисты СЭС |
Видеолектории – «Туберкулез – что это за болезнь и как себя защитить», «Клещевой энцефалит». |
Специалисты
ОБ № 23 |
Видеолектории – «Когда девочка превращается в девушку», «Гигиена девочки», «Подростки на пороге взрослой жизни». |
Стенды |
«Самомассаж при простуде», «Витамины вокруг нас», «Если разбился ртутный градусник», «Внимание экзамены», «Десять золотых правил для предотвращения пищевых отравлений», «Рекомендации по предупреждению заболевания гриппом: педагогов, учащихся и родителей», «Резервы разума», «Забастовка под желудком», «Свидание с «вампиром», «Витамино-минеральные комплексы для всей семьи», «Война паразитам», «Пища для ума», «Кашель у детей лечим правильно», «Первая помощь в острой стрессовой ситуации», «Иммунитет или популярно о важном», «Все о кашле», «Чудотворный чеснок», «Наука делать уроки», «Рыбное меню защищает от инфаркта и повышает интеллект», «Первая помощь при приступе эпилепсии», «Целебные приправы», «Вода защитит от простуды». |
Участие в европейской неделе иммунизации (конкурс рисунков «Я прививки не боюсь»), участие в днях и неделях здоровья городского, областного уровня.
Просветительская и профилактическая работа с родителями
Задачи:
ознакомить с результатами медосмотра, адаптации детей, диагностирования, мониторинга здоровья.
Формы работы:
Индивидуальная, групповая (родительские собрания будущих первоклассниках, по параллелям, общешкольные, по звеньям)
Получение информации – информация на школьном сайте (статьи о здоровом образе жизни, о рациональном питании, профилактических прививках, различных инфекционных заболеваниях: клещевой энцефалит, чесотка, педикулез, кишечные инфекции, грипп и др.);
Памятки, рекомендации, комплексы упражнений при тех или иных отклонениях здоровья (нарушение осанки, близорукости, пищеварения и т.д.),
Индивидуальные консультации с медико-педагогическим персоналом школы по интересующим вопросам здоровья,
Сменная стендовая информация под рубрикой «Будь здоров».
Работа родительского комитета по вопросам образования здоровьесберегающих технологий и профилактики заболеваний.
Круглые столы для родителей, желающих оказать посильную спонсорскую помощь в создании благоприятных условий для обучения (приобретение жалюзи, ученической и другой мебели).
Профилактическая и методическая работа с педагогами:
План работы с педагогами по вопросам здоровья
Направление деятельности |
Задачи |
Формы работы |
Ожидаемый результат |
Диагностика |
Ознакомить с результатами ежегодного медосмотра учащихся |
Совещание, индивидуальные и групповые консультации, методические объединения |
Создание оптимальных условий для обучения и развития личности ребенка |
Консультирование |
Оказать содействие личности в процессе ее развития |
Индивидуальны консультации |
Активность личности в процессе ее развития |
Профилактика и просвещение |
Способствовать формирования у педагогов и учащихся потребности в здоровом образе жизни и своевременных профилактических мероприятиях |
Лектории по темам: Соблюдение санитарно-гигиенических норм в пространстве своего класса (температурный режим, режим проветривания), Круглые столы: Соответствие ученической мебели ростовозрастным требованиям, Соблюдение расстояний между ученической и другой мебелью согласно СанПиН, Рациональное построение уроков с позиции здоровьесберегающих технологий.
Педагогические всеобучи: Оформление классного кабинета (выбор цвета стен, жалюзи в соответствии с возрастом учащихся), Работа с гиперактивными детьми, Метод «хохочущих» фотографий (для сплочения классного коллектива).
Планирование тематических дней и недель здоровья (веселые старты. Эстафеты, викторины здоровья, классные часы, пробеги, соревнования, зарницы, походы, экскурсии, посещение бассейна, иммунохроматографическое тестирование).
Уголок здоровья в учительской со сменной информацией. |
Осознанное и ответственное поведение учащихся за свои поступки и жизнь в целом |
Анализ работы |
Проанализировать проделанную работу, выявить недочеты, наметить новые пути их решения |
Индивидуальная, групповая |
Организация педагогической деятельности с учетом актуальных проблем в процессе воспитания и обучения личности |
Научно-методическая деятельность
Семинары-практикумы по темам: «Как снять мышечное напряжение у детей во время уроков», физкультминутки для расслабления мышц глаз, оздоровительные паузы.
Совещания по темам: Соблюдение правил по технике безопасности в школе, Действия при возникновении пожара и ЧС (эвакуация).